Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

История города, история района неразрывно связаны с традициями; традиции являются частью истории. Музей – это хранитель традиций и истории.

2016 год для нашей Сорок Пятой особенный: это год 35-летия школы, год 30-летия самого любимого школьного мероприятия – новогоднего КВН и год 10-летия школьного музея.

Школьный музей служит не только средством хранения традиций, но и средством воспитания поколений. Он является центром воспитательной работы с учащимися, помогает им ощутить свою причастность к истории школы и родного города. Экспозиции музея напоминают учащимся о традициях родной школы. Учителя часто сравнивают со скульптором, который из куска обычной глины или невзрачного серого камня творит нечто особенное, помогая родиться на свет красоте... В истории отечественной педагогики немало славных имён, о которых написаны книги, статьи.  Лев Толстой, Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский и другие замечательные педагоги не только посвятили жизнь благородному делу творения человека, но и доказали человечеству неопровержимую истину: каждый рождается на свет для того, чтобы оставить после себя след

Однако началом музея был 1991 год – год десятилетия школы. Именно тогда зародилась идея сохранения и изучения традиций школы. Эта идея была воплощена только в октябре 2006 года.

Экспозиции музея представили историю микрорайона школы, историю строительства и открытия общеобразовательного учреждения. Собран и оформлен материал о первом директоре школы Свинцове Павле Семёновиче, учителях-ветеранах труда. Большой раздел музея посвящен Великой Отечественной войне. Здесь представлен материал о ветеране ВОВ, преподавателе начальной военной подготовки с 1981 по 1996 года, Ширяеве Борисе Александровиче. Готовятся стенды об участнике освобождения города Калуги Елисееве Петре Ивановиче.

Все экспонаты музея подлинные. Они переданы в музей родственниками героев музея или самими героями. К сожалению, многие документы на сегодняшний день не сохранились. Однако нам удалось найти отдельные данные, которые помогут восстановить целостную историческую картину.

Школьный музей служит не только средством хранения традиций, но и средством воспитания поколений. Он является центром воспитательной работы с учащимися, помогает им ощутить свою причастность к истории школы и родного города. Экспозиции музея напоминают учащимся о традициях родной школы. Ученики, учителя, родители осознают себя и хранителями, и создателями традиций.

 

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

Авторами проекта школы были архитекторы Романов и Аблова, конструкторами – Гурова и Шуйфер, при участии архитекторов Розенталя, Филипповской и Соловьевой.

Сметная стоимость здания – 1098,92 тысяч рублей. Оборудование инженерное – 149 тысяч рублей, технологическое оборудование – 144,64 тысячи рублей. Стоимость одного класса составляла в среднем 35,8 тысяч рублей. Стоимость одного места – 896 рублей 02 копейки.

Школа была открыта первого сентября 1981 года.

В номере газеты «Знамя» от декабря 1981 года появилась заметка «Школа – новичок». В ней говорилось: «Так по праву можно назвать среднюю школу №45 города Калуги, потому что она новая и начала действовать с нынешнего учебного года. В ней еще нет даже десятых классов, нынешние девятиклассники только на следующий учебный год составят первый выпуск. Зато первоклашек 160 человек! В десяти(!) начальных классах – 400 учащихся, и каждый класс укомплектован до крайнего предела – по 40 человек. Факт примечательный. Юная смена калужан растет активно, и открытия школы №45 с нетерпением ждали жители микрорайона, включающего площадь Победы, улиц Степана Разина, Клары Цеткин и некоторых других. Сейчас в школе обучается около 850 учащихся, рассчитана же она на 1176 мест. В молодой школе трудится молодой коллектив. Учительская организация объединяет половину всех педагогов. Девять учителей начинают свой трудовой путь после окончания КГПИ имени К.Э.Циолковского.

(Отвлекаясь от заметки, нужно сказать, что и сейчас двое из них работают в нашей школе. Это Родионова Татьяна Викторовна и Шувалова Лидия Семеновна).

Позади – 2 четверти первого учебного года. Времени с новоселья прошло совсем немного. Но и учителя, и ученики уже обжились в своем общем доме. Помещение радует теплом, простором, светом, нарядной отделкой, школьной мебелью, предусматривающей возрастные особенности своих обитателей. Оборудованная в соответствии с современными требованиями школьная столовая, где тоже трудится молодежь, обеспечивает всех ребят горячим питанием. Правда, как сообщил директор школы Павел Семёнович Свинцов, кое-что еще предстоит доделать, в частности в кабинете химии и в зубном кабинете, и долг генподрядчика СМУ-14 не откладывать дело в долгий ящик, помнить, что речь идет о детях. Ну, а пока в школе №45 все идет своим чередом. Встретить новый год коллектив постарался как можно большим количеством пятерок и четверок. Остается пожелать коллективу новой школы, чтобы так было всегда». Такая заметка рассказала калужанам о нашей школе.

«ПАМЯТЬ СЕРДЦА» (Ширяев Борис Александрович)

Борис Александрович родился 2 июля 1923 года, в деревне Вакорино Буйского района Костромской области. В семье он был старшим из 6 детей. В школе Борис Александрович учился хорошо и по окончании получил аттестат в серебряной рамке (в те годы школьников еще не награждали серебряными и золотыми медалями). Он получил аттестат 17 июня 1941 года, а 25 июня в город Буй выехал эшелон с новобранцами, среди которых был Борис Александрович. Сразу после приезда он был направлен на фронт и участвовал в боях за оборону Ленинграда.

Вскоре начался первый бой. Борис Александрович вспоминал, что, когда командир полка сказал, что с минуты на минуту ожидается танковая атака, нужно было окопаться. Каждому бойцу выдали по гранате, чтобы бросать в наступающие танки. Борис Александрович, как старательный крестьянский сын вырыл глубокий окоп и этим спасся. Танки пошли, и из 90 не обстрелянных юношей в живых осталось пятеро…

Поскольку Борис Александрович имел аттестат зрелости, то был отозван с фронта. Его направили на обучение в артиллерийское училище в городе Омске. Осенью 1942 года по окончании училища он снова был направлен на фронт командиром зенитной батареи. Личный состав батареи – 19 девчат. Батарея участвовала в боях за Москву, а затем и в Сталинградской битве. Борис Александрович посвятил воинской службе 26 лет и 4 месяца.

В 1968 году окончил КГПИ им. Циолковского по специальности «история». Военруком 45 школы был принят в августе 1981 года и вышел на пенсию в 1996 году в возрасте 73 лет. К сожалению, Борис Александрович умер 4 декабря 2005 года на 83 году жизни. Он был похоронен с воинскими почестями на Ждамировском кладбище города Калуги.

65-Я ГОДОВЩИНА ОСВОБОЖДЕНИЯ ГОРОДА КАЛУГИ

Город Калуга был оккупирован гитлеровцами 13 октября 1941 года. В этот день в 3 часа утра разгорелись ожесточенные, кровопролитные бои. Гитлеровцы бросили на город весь 13 армейский корпус в составе трех пехотных дивизий, поддерживая их танками и авиацией. В этих боях героически погибли воины 1-го батальона 756-го стрелкового полка и батареи 374 артиллеристского полка, оборонявшие юго-западную окраину города Калуги. Со вступлением гитлеровцев город был разграблен, начался жестокий террор. Несмотря на короткий срок оккупации, жертвы были неисчислимы. За ноябрь – декабрь было замучено и расстреляно только в Калуге более тысячи мирных жителей. Общий ущерб, нанесенный экономике и культуре города, составлял свыше 27 миллионов рублей.

В начавшемся в декабре контрнаступлении наших войск Западного фронта принимала участие Тула, на Калужском направлении 50-я армия под командованием генерала Болдина. Для взятия города Калуги командующий создал подвижную группу в составе: 131 танковый батальон, 154 СД, 31 кавалерийской дивизии, 112 танковой дивизии, две батареи гвардейских минометов (Катюши), и тульский рабочий полк. Возглавил командование отрядом зам. Командующего армией генерал Попов. Подвижная группа скрытно, проселочными дорогами прошла по глубокому снегу за три дня 90 километров и к 20 декабря сосредоточилась в деревне Пучково. Затем подошли к Калуге по трем направлениям: в район завода КЭМЗ – 31 кавалерийская дивизия, в направлении улицы Свердлова – автоматно-пулеметный батальон №112 и танковая дивизия, и в направлении Парка культуры и отдыха – 473 стрелковый полк, 154 СД нанесли фашистским войскам внезапный удар. Удар был настолько неожиданным, что гитлеровцы растерялись и стали отступать в северную часть города. Опомнившись, гитлеровцы увидели малочисленность наступавших войск. И, собрав все имеющиеся силы, бросились против наших бойцов. Они оттеснили наших воинов на юго-восточную окраину города. Оказавшись в полукольце, наши бойцы объединились (танкисты, кавалеристы и пехотинцы) и в течение недели, с 22 по 29 декабря, вели тяжелейшие оборонительные бои. Немцы подтянули свежие силы. А в перерывах между полетами следовали одна за другой атаки немцев. Улицы города были превращены в развалины. Но наши бойцы проявили чудеса мужества и героизма и удерживали позиции до прихода основных сил армии. Армия подошла к 29 декабря.

Сразу был очищен от врага весь правый берег Оки. На юго-западную окраину города ворвались бойцы 258 СД. С востока наступали части 290 СД с задачей овладеть ж/д вокзалом. С севера наступала 340 СД. Город был окружен полукольцом. В 4 часа ночи на 30 декабря был дан сигнал на штурм города залпом гвардейских минометов (Катюш) и артиллерии. Фашисты в панике бросали все: эшелоны, машин, технику и позорно бежали. Наши войска захватили богатые трофеи: 38 паровозов, 300 вагонов, 289 грузовых машин, 25 танков, 70 мотоциклов, 39 орудий и многое другое. Было уничтожено около 5000 гитлеровцев. К 11 часам утра 30 декабря 1941 года город был полностью очищен от фашистов. Это был своеобразный солдатский подарок. Советское правительство высоко оценило действия 50 армии. Сотни бойцов были награждены орденами и медалями. 154 и 258 СД были гвардейскими, а 112 танковая дивизия и 885 стрелковый полк 290 СД были награждены орденом «Красного знамени». Полностью все районы будущей Калужской области были освобождены в июле-сентябре 1943 года. Калужская область была образована 5 июля 1944 года в составе 27 районов, выделенных из состава Тульской, Московской, Смоленской и Орловской областей.

ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЕЯ

Целевая группа, на которую расчитан музей: обучающиеся 5 - 11 классов (11 - 17 лет)

Основные направления деятельности музея:

Тематика экскурсий, проводимых лекторской группой школьного музея:

  1. Школьный музей – хранитель традиций.
  2. Маршал советского союза Г.К. Жуков.
  3. Освобождение г.Калуги от немецко-фашистских захватчиков.
  4. Освобождение южных районов калужской области от немецко-фашистских захватчиков (представлены материалы, найденные в поисковой экспедиции).
  5. Герои нашего времени:
    1.  Елисеев П.И. – участник Великой Отечественной войны, участник освобождения г. Калуги
    2. Ширяев Б.А. - участник Великой Отечественной войны, преподаватель НВП средней школы №45 .
  6. Ветераны педагогического труда МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45»

Научно - исследовательская деятельность:

  1. 2006 - 2007 г. Чтение памяти А.Л. Чижевского «Музей-хранитель традиций школы» Дунаева Елена, Жукова Ксения. Работа отмечена.
  2. 2007 - 2008 г. Городской конкурс сочинений, посвящённый Дню героя. Сочинение на тему «Герои нашего времени» (об участнике Великой Отечественной войны Ширяеве Б.А.) ученицы Дунаевой Елены.  Отмечено в числе шести лучших работ.

Количество экспонатов: 453

Использование музея в учебно-воспитательном процессе:

  1. Классные часы по патриотическому воспитанию.
  2. Экскурсии
  3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
  4. Встречи с выпускниками школы.

РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

В истории отечественной педагогики немало славных имён, о которых написаны книги, статьи. Лев Толстой, Константин Ушинский, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский и другие замечательные педагоги не только посвятили жизнь благородному делу творения человека, но и доказали человечеству неопровержимую истину: каждый рождается на свет для того, чтобы оставить после себя след. 2010 год объявлен Годом Учителя.

Учителя часто сравнивают со скульптором, который из куска обычной глины или невзрачного серого камня творит нечто особенное, помогая родиться на свет красоте... Эта статья посвящена не только замечательному учителю, но и интереснейшему человеку, заведующей школьным музеем Афониной Людмиле Васильевне.

Музей, созданный в нашей школе – это детище Афониной Л.В. Музей наш ещё молодой, он создан в год 25-летия школы. Тогда это была крошечная экспозиция, которая рассказывала об истории школы. Людмила Васильевна – человек необыкновенный. Долгое время она работала в школе №45 организатором. Каждый год все ученики и педагоги школы ждут, что в этом году сделает этот творческий человек, какую композицию она представит. Людмила Васильевна никогда не считает потраченное время. Во-первых, впустую она никогда его не тратит. Во-вторых, благодарность учащихся и коллег окупает все трудности. Людмила Васильевна преподаёт русский язык и литературу, но помимо уроков, тетрадей и конспектов этот человек занимается школьным музеем. Какие экскурсии ведутся в музее! Какие интересные занятия! Людмила Васильевна -это эрудированный человек, специалист, глубоко знающий свое дело. Она настоящий наставник, направляет, корректирует деятельность своих коллег. В рамках музея Людмила Васильевна ведет огромную воспитательную работу. Формы работы, которые применяет она, разнообразны: вечера, экскурсии, кино-уроки, уроки мужества, конкурсы чтецов и др. Огромная работа была проведена в год 65-летия Победы. Сделаны новые стенды и подготовлена экспозиция, посвященная Великой Отечественной войне.

Девчонки и мальчишки, которые с удовольствием ходят заниматься к Людмиле Васильевне в музей, знают столько интересного, что проведут любую экскурсию. В результате постоянной совместной творческой работы в музее школьники получают возможность раскрыть свою индивидуальность, сердце, характер. Это воспитывает уважение к личности каждого человека, вне зависимости от его национальности или вероисповедания, учит искусству общения, без которого невозможно дальнейшее существование в окружающем мире. По своему использованию музей является не только и не столько музеем в традиционном смысле этого слова, сколько информационным и досуговым центром, где можно изучать историю родной школы и города, узнать о героях земляках, общаться, заниматься самообразованием. В общем, здесь есть всё то, что так необходимо современной школе. И в этом огромная заслуга Афониной Л.В. 

ФОТО-ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ